На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Коммуна

11 подписчиков

Богатство возможностей

VII Платоновский фестиваль искусств | В дни фестиваля в Выставочном зале на улице Кирова работает удивительная выставка «Мейерхольд и художники: пространство игры»

Людмила Романова


Представлены эскизы декораций и костюмов, афиши спектаклей и несколько макетов множества художников, работавших с Всеволодом Мейерхольдом на протяжении всей его творческой жизни, вместившей несколько периодов.
А начинается всё со спектаклей студии на Поварской – периода увлечения символизмом – постановки «Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана. На эскизе – знаменитые баскетные корзинки Н.Ульянова, в которых сидели дамы в роскошных кринолинах.

В этих первых опытах – начало идеи Мейерхольда о связи режиссерского решения с пространственным, которая найдет дальнейшее развитие уже в театре В.Ф.Комиссаржевской, где за год работы режиссёр поставит шестнадцать спектаклей. Здесь его художники – С.Судейкин и Н.Сапунов. В спектакле «Гедда Габлер» Ибсена эстетический идеал героини был выражен именно сценографически: роскошный белый рояль, голубой ковер во всю сцену, диван, на котором – белый мех и вся сцена как бы заключена в кружевную рамку.

А знаменитый «Балаганчик» Блока!.. Принцип «театра в театре», синее окно с косой луной, в котором появлялась Коломбина уже с настоящей косой, символизируя Смерть. Собрание мистиков, которые вдруг исчезали, оставив картонные одежды с пустыми прорезями для голов и рук – всё необычно, всё впервые!

Дальше начинается удивительно богатый период так называемого театрального традиционализма» – сотрудничество с художником А.Головиным. Именно с ним были созданы «Дон Жуан» Мольера, «Гроза» Островского и самый знаменитый предреволюционный спектакль Мейерхольда – «Маскарад» Лермонтова – самый дорогой в истории российского театра, получивший название «закат империи», ибо премьера его была сыграна в день Февральской революции.
Об этом периоде куратор выставки Наталья Макерова, заведующая музеем-квартирой Вс.Эм. Мейерхольда, прочла очень содержательную лекцию.

Все, кто знает о его трагической судьбе, наверное, не раз задавались вопросом: как мог он, самый знаменитый режиссёр, работающий столь успешно в императорском театре, как мог он добровольно (!) перейти на сторону большевиков, когда все его именитые собратья довольно долго колебались? Ответ, думается, таков: он считал, что социальная революция поможет ему совершить революцию в искусстве. Может, был и какой-то элемент игры: сменить фрак на кожаную куртку и фуражку со звездой – элемент эпатажа, здесь, конечно, присутствовал.

Как же меняется стиль его послереволюционных спектаклей! Плоскости, круги, кубы – эскизы В.Дмитриева к «Зорям» Верхарна и В.Храковского, А.Лавинского, В.Киселева к «Мистерии-буфф» Маяковского. Это ошеломляюще отличается от роскоши А.Головина. А конструктивистская установка Л.Поповой к «Великодушному рогоносцу» Кроммелинка, напоминающая какую-то фантастическую машину! Как выражено во всем этом Время! Лестницы – элемент почти всех его декоративных установок советского периода. «Лес» Островского, «Список благодеяний» Олеши, «Ревизор» Гоголя – да почти во всех спектаклях, включая последний – «Даму с камелиями» Дюма, где вдруг проступила прежняя любовь к красоте декораций и костюмов.

Очень интересно его сотрудничество с Кукрыниксами и А.Родченко над спектаклем «Клоп» Маяковского. Эскиз костюма главного персонажа так и кажется портретом Игоря Ильинского – исполнителя роли Присыпкина.

Нет возможности перечислить все великолепие выставки, организованной сотрудниками Государственного центрального театрального музея им. А.Бахрушина, плодотворно сотрудничающего с Платоновским фестивалем.

Лучше увидеть всё самим.


Выставку открыли худрук Платоновфеста Михаил Бычков и
искусствовед Наталья Макерова. Фото Натальи Коньшиной.

Источник: газета «Коммуна», №46 (26690) | Среда, 14 июня 2017 года

 

Ссылка на первоисточник
наверх