С 2024 года школьники 42 субъектов РФ, в числе которых и воронежцы, начали изучать новый предмет — семьеведение. В качестве эксперимента дисциплина преподавалась на внеурочных занятиях в школах. Однако председатель Комитета Госдумы РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина недавно предложила сделать предмет обязательным по аналогии с «Разговорами о важном».
«Коммуна» решила узнать, о чём с детьми говорят на семьеведении и как россияне отнеслись к инициативе депутата?Роль каждого
Семьеведение — это новая школьная дисциплина, которая знакомит учеников с социальным институтом семьи. По словам методистов, дисциплина позволяет рассмотреть роль каждого члена семьи и привить позитивное отношение к женитьбе или замужеству.
В рабочей программе семьеведения сказано, что целью курса является формирование «ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей».
Разработкой программы дисциплины занимались сотрудники Института стратегии развития образования и Института изучения детства, семьи и воспитания. Курировали процесс в Министерстве просвещения РФ.
Семьеведение рассчитано на школьников 5 – 9-х классов. Всего дисциплине отводится 34 часа. В отличие от большинства других предметов, тут у учителей есть возможность самостоятельно составлять каждый урок, учитывая материалы курса и особенности конкретного класса.
К началу нынешнего учебного года единых пособий по семьеведению ещё не было, выпуск книг был намечен на первую половину 2025 года.
Основными авторами учебников для 5–7-х и 8–9-х классов стали депутат Нина Останина и педагог-психолог Ксения Мосунова. В качестве научного руководителя работу над пособием вела директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Оксана Гончарова, а научным редактором выступила кандидат педагогических наук Ольга Мезина.
Важные аспекты
Курс семьеведения охватывает пять крупных блоков, затрагивающих важные аспекты брака, семейной жизни и рождения детей.
В первом модуле «Человек, семья, общество» рассказывается, как создаётся семья и какова её роль в обществе. Учащиеся узнают, что означает семья для ребёнка, а также, что брак — это союз мужчины и женщины. В этом разделе обсуждаются роли матери и отца, важность выбора спутника жизни, а также отношения между детьми и родителями.
Во втором модуле «Мои родственники — похожие и разные» школьники выяснят, что такое генеалогическое древо, и смогут осознать важность связей с родителями, братьями и сёстрами. Здесь также будет рассмотрена ценность отношений между внуками и бабушками с дедушками, а также близкими и дальними родственниками. Этот блок также затрагивает тему конфликтов в семье, конкуренции и преодоления барьеров, особенно между сводными родственниками.
В третьем блоке «О семейном уюте и не только» учащиеся изучат понятие дома и семейного быта, научатся вести домашнее хозяйство и правильно распоряжаться семейным бюджетом. Педагог будет обсуждать с детьми, насколько легко или сложно молодой семье жить с родителями и другими родственниками. Также сюда входят рекомендации по обустройству жилья для семьи с детьми.
Модуль «Важней всего — погода в доме» посвящён нравственным основам семейной жизни. Учащиеся научатся создавать благоприятную атмосферу в семье, а также узнают, как избегать конфликтов и объединяться. Помимо этого, будут обсуждены темы здорового образа жизни, полезных привычек, значимости общих праздников, важности физического и психологического здоровья.
В последнем разделе «Современная семья и право» речь идёт о вступлении в брак, государственной поддержке семей с детьми, правах и обязанностях родителей и детей. Рассматриваются вопросы усыновления, удочерения и опекунства, необходимость заботы о детях, оставшихся без родителей, а также их адаптации к новым условиям.
КСТАТИ
Уроки семьеведения будут проходить в формате беседы, без контрольных работ и без выставления оценок.
В ТЕМУ
Необходимость или лишняя нагрузка?
После того как в Госдуме предложили сделать курс «Семьеведение» обязательным для школьников, сервис SuperJob провёл исследование и узнал, как совершеннолетние россияне отнеслись к инициативе. Опрос проводился 21 -25 апреля во всех округах России. Было опрошено 1600 респондентов.
Согласно данным опроса, больше трети респондентов поддерживают эту идею, считая важным прививать любовь к семье. Но 40% выступили против, опасаясь, что это создаст дополнительную нагрузку для детей, а полученные знания не пригодятся в будущем. Каждый четвёртый затруднился с ответом.
Среди женщин сторонников семьеведения больше, чем среди мужчин (39% против 30%). Опрошенные в возрасте от 35 до 45 лет реже одобряют законопроект (29%), чем те, кто младше (35%), и те, кто старше (38%).