Культура | Сегодня в Воронеже открывается Платоновский фестиваль искусств
Когда начал писать эту статью, предфестивальное благоустройство центра города было в разгаре. На площади Ленина развеваются разноцветные флаги фестиваля, здесь и там висят афиши спектаклей, концертов, творческих встреч. За несколько дней до открытия форума искусств его программа начала расширяться: подобные сюрпризы, конечно, и прежде случались, но на сей раз они гораздо ощутимее.
Виталий ЧерниковОдна из важнейших задач Платоновского фестиваля – противостояние культурной провинциализации. Модернист Андрей Платонов сформировался во многом благодаря мечтаниям лучшей части народа о победе над варварством, невежеством. Как правило, прогресс здесь – результат кажущегося обывателю бессмысленным, а то и вредным для инертных масс, сражения с темнотой одиночек. Кто-то из них воспользовался сто лет назад революцией не для того, чтобы «расстреливать несчастных по темницам», а для просвещения масс на языке нового искусства.
Платонов стал феноменом отечественной литературы благодаря не только тому, что нашёл как-то раз поддержку у редактора одной из воронежских большевистских газет Георгия Литвина-Молотова. Не менее важен был тот культурный котёл, который попытался заварить в городе не знавший лично начинающего литератора поэт Владимир Нарбут: он не только публиковал опусы провинциальных стихотворцев в местных «Известиях», но и показывал жителям провинциального города, что такое настоящая литература, печатая в журнале «Сирена» Бориса Пастернака, Андрея Белого, Алексея Ремизова, Анну Ахматову, Анатолия Мариенгофа.
История Платоновфеста кажется короткой – но если вспомнить, насколько радикально изменилась страна за это время, можно сказать, что в Воронеже год шёл за три. После того, как Нарбут напечатал в «Сирене» стихи имажинистов, несколько воронежцев объявили себя их соратниками. Возможно, и Платоновский фестиваль сыграл какую-то роль в том, что некоторые молодые воронежские стихотворцы обрели известность за пределами областного центра.
И ещё – в том, что спектакли по произведениям нашего земляка всё чаще появляются в репертуаре театров того или иного города. В 2017 году уже не только профессиональные труппы из Санкт-Петербурга и Бреста знакомят воронежцев со своими попытками постижения Андрея Платонова. Свою новую работу по «Ювенильному морю» покажет Студия творческого развития Константина Хабенского в Воронеже. Открывается же форум «Родиной электричества» Глеба Седельникова – первой в мире оперой по произведениям нашего великого земляка.
К нынешнему фестивалю (так же было и год назад) вышла в свет ещё одна важная книга, на обложке которой – имя Андрея Платонова. Её автор – Елена Антонова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М.Горького РАН. «Воронежский период жизни и творчества А.П.Платонова» – этой теме уже была посвящена отдельная книга, написанная Олегом Ласунским. Но литературоведение не стоит на месте. Всплывают неизвестные прежде документы, появляются новые интерпретации тех или иных событий в жизни страны и писателя.
Открывается форум «Родиной электричества» Глеба Седельникова – первой в мире оперой по произведениям нашего великого земляка. |
И снова фестиваль ближе познакомит нас с наследием тех, кто творил в одну эпоху с писателем. Сегодня в Арт-центре «Коммуна» открывается ретроспектива фильмов режиссёра-документалиста Дзиги Вертова, а в музее имени И.Н.Крамского – выставка художника Александра Тышлера. С завтрашнего дня в Выставочном зале на улице Кирова можно будет увидеть экспозицию, рассказывающую о сотрудничестве великого Всеволода Мейерхольда с художниками Николаем Сапуновым, Сергеем Судейкиным, Александром Родченко, Кукрыниксами.
Не даёт Платоновфест и повода забыть о современности. Похоже, осмысление сегодняшнего дня, исследование мира современного человека – одна из важнейших тем для белорусских драматургов, читки пьес которых пройдут в рамках Программы «Театр плюс». Есть что сказать о той России, какова она в 2017 году, и участникам литературной программы Платоновского фестиваля. Конечно, не все из них идут в своём творчестве тем же путём, что Платонов, но ведь у каждого настоящего творца – свой путь.
В ожидании фестиваля. Фото Михаила Вязового.
Источник: газета «Коммуна», №43 (26687) | Пятница, 2 июня 2017 года