VII Платоновский фестиваль искусств | Выставка Александра Тышлера проходит в Воронежском музее имени И.Н.Крамского
Виталий Черников
Основу выставки «Игра и лицедейство» составили более ста работ – живопись, графика, театральная сценография из фондов Государственного музея изобразительных искусств имени А.
С.Пушкина, а также из коллекций Тульского областного художественного музея и театрального музея имени А.А.Бахрушина. Есть и один рисунок, который хранится в фондах музея имени И.Н.Крамского. В таком объёме работы этого художника не демонстрировались лет двадцать. И только после Воронежа эту экспозицию можно будет увидеть в Москве.– Я очень надеюсь, Тышлер пришёлся бы по сердцу Платонову, – призналась, выступая на открытии выставки, заместитель директора по научной работе музея имени А.С.Пушкина Ирина Баканова. – Уверена, они нашли бы общий язык!
Эти двое, кстати, одного поколения. Писатель – из рабочих, художник – из семьи ремесленника. Когда Платонов придумывал лозунги для газеты «Красная деревня» («Крестьянин! Ты должен засеять всю свою землю, всходы дадут силы для дальнейшей борьбы с капиталом»), Тышлер рисовал для Окон РОСТА. Судьба художника сложилась, казалось бы, успешно. За оформление одного из спектаклей он стал лауреатом Сталинской премии (второй степени), да и дожил до 1980 года. Но официальная известность пришла благодаря лишь одной из граней его творчества: Александр Тышлер активно работал как театральный художник, а то, что стало на воронежской выставке другими её разделами, находилось не то, чтобы под запретом (всё-таки на прижизненных вернисажах эти работы увидеть было можно) – в иные периоды его жизни просто замалчивалось.
«В 1974 году на улице Вавилова открылась большая персональная выставка Александра Григорьевича, – вспоминает один из его знакомых. – У него было несколько работ, объединенных в серию. Тышлер назвал серию «Благовест». Партийные чиновники хотели тут же снять работы с выставки, утверждая, что Тышлер занимается религиозной пропагандой. Но вовремя нашлась жена: «А если назвать серию “Миру – мир”? – спросила она. – Тогда можете оставить её на стенах!» Тышлер только усмехнулся».
О его несоответствии «госстандарту» можно судить по графической серии «Расстрел голубя». Некие злобные вояки целятся толпой в беззащитную птицу из разных видов оружия. И не всегда поймёшь, какой век на дворе. Антивоенная серия рассказывает вечную историю, и неважно, какие у солдафонов знаки различия. В СССР такой подход обзывали «абстрактным гуманизмом». Ну, и понятно, что Тышлер не плакат создавал. Он вступал в диалог с современниками: например, с Пикассо или Шагалом.
Пять разделов выставки – пять тем, которые волновали художника на протяжении всей жизни: «Человек на земле», «Театр», «Расстрельные темы», «Любовь, или Мечта о прекрасной даме», «Капричос». В первом из названных разделов названия экспонатов звучат безмятежно: «Невеста», «Семья», «Соседи моего детства»… Однако тышлеровский человек чаще всего выглядит одиноким, «заброшенным» в окружающем его пространстве.
Тема насильственной смерти присутствует у художника уже в 1920-е. Тогда появились серии «Расстрел» и «Погром». В значительной степени это воспоминания о кошмаре Гражданской войны. Иные работы из отнесённых к разделу «Расстрельные темы» – подход к теме с неожиданной стороны. На картине «Махно в гамаке» (1932) нет никакого насилия.
Художник не столько обличает махновцев и их вожака, сколько ехидничает, изобразив их в обличьи оказавшейся на пикнике компании клоунов (один из них ухитрился разлечься на ветке дерева). Совсем другое настроение передаёт «Махновщина»: это произведение – о человеческом озверении.
Реальность в чистом виде, кажется, не очень его интересовала. «Документалистом» Александр Тышлер не был. Он и современную ему войну изображает, словно зловещий цирк. А уж мир-то выглядит просто сказочным. Все эти его очаровательные девушки с бокалами или шляпами в виде карусели (не говоря о нарисованных цветными фломастерами героях цикла «Клоуны»), конечно, не из советской реальности попали на холст.
Слово «сказочный» можно без ущерба заменить прилагательным «театральный».
Ирина Баканова отмечает, что Тышлера очень ценили режиссёры – прежде всего те, которые ставили на самых разных сценах Шекспира; она ссылается на мнение кинорежиссёра Григория Козинцева. Тот говорил, что работа художника – «это не иллюстрации в привычном смысле слова. Это новое творение образов. Тышлер не иллюстрирует, он создаёт те образы, которые в своё время создавал Шекспир, но уже на современном нам языке».
Очарование живописью Александра Тышлера. Фото Натальи Коньшиной.
Источник: газета «Коммуна», №45 (26689) | Пятница, 9 июня 2017 года