На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Коммуна

11 подписчиков

«Моя работа – производить сочувствие»

VII Платоновский фестиваль искусств |Тема творческого вечера поэта Елены Фанайловой, состоявшегося пятого июня в арт-центре «Коммуна», – «Родина и родные»

Виталий Черников


– Семейные ценности, которые преломляются в моей голове и сердце самым разным образом, в том числе – абсурдным и циническим, являются одним из лейтмотивов стишков, которые я воспроизвожу.
Члены моей семьи, как и я сама, оказываются субъектами современной истории… Прочту несколько написанных давно текстов, связанных с роднёй, и последний цикл, который называется «Семейные сцены». Недавно умер наш с братом отец – как раз вчера было сорок дней. Из-за его смерти я очень много писала о родителях, о дядьках и тётках, о том, как они были вписаны в юг России и Украину.

В стихах последнего времени присутствует и тема войны, которая идёт в соседней стране, и российской госпропаганды, раскалывающей общество, а подчас и семьи. Критикуя политику государства, Фанайлова, однако, подчёркивает, что как литератор предпочитает вместо трансляции некоей «единственно верной» позиции создавать тексты из человеческого многоголосия:

– Сочувствие к простым людям – главная вещь в работе литератора. У меня в одном из циклов есть стихи от лица тех, кто воюет против Украины, и от лица тех, кто воюет против России. Мне важно помнить про всех людей. Просто потому, что они – смертны. И я не знаю, кто из них прав. Моя работа поэта не состоит в том, чтобы говорить: «Я за ту или за другую сторону». Моя работа – производить сочувствие.

Елена Фанайлова родилась в Новохопёрском районе, на юге области.
А детство провела у бабушки, матери отца, в Коротояке. Однажды прочитала рассказ Платонова (с которым, кстати, училась в Совпартшколе одна из бабушек) «Река Потудань», действие которого происходит в знакомых ей местах:

– Это очень трогательная, близкая история... Когда ты видишь литературу, написанную в этой топографии, географии, климате, в этой чернозёмной жизни, это совершенно иначе выстраивает твои отношения с миром. И с литературой в том числе.

Но поэт помнит и времена, когда «люди, которые занимались в Воронеже культурой, не очень хорошо высказывались о Платонове, не очень хорошо высказывались о Мандельштаме. Никто сейчас не поверит, но такое в стенах Союза писателей происходило». Елена Фанайлова, явно, надеется: хотя бы в этом отношении Воронеж изменился необратимо.


Фото Виталия Черникова.

 

Ссылка на первоисточник
наверх