Вернисаж| На целый месяц в зале античного искусства Воронежского областного художественного музея имени И.Н.Крамского поселилась Нефертити
Виталий Черников
Лучшую их всех существующих в мире копию скульптурного портрета древнеегипетской царицы воронежцы увидели благодаря дружбе музея с Московской библиотекой имени М. А.Волошина.
-- Прежде всего в основе этого проекта – дружба, которая у нас сложилась с сотрудниками музея, – признался на открытии выставки «Образ Нефертити» автор проекта Виктор Солкин – египтолог, действительный член Международной Ассоциации египтологов, заведующий Отделом Востока Московской библиотеки имени М.А.Волошина. – Потрясающие профессионалы, с которыми приятно что-то делать вместе. Мне кажется, что когда начинаешь работать с любовью, это прорастает.
На предшествовавшей событию пресс-конференции он рассказал, что те, благодаря которым в Москве появилась своя Нефертити, вдохновлялись идеей, которую продвигал когда-то искусствовед Иван Цветаев:
– Он говорил, что задача просвещённого сообщества – сделать так, чтобы в каждой стране, где развита культура, благодаря контакту пусть даже с факсимильной копией можно было ознакомиться с памятником максимально подробно.
Скульптуру, созданную Тутмосом – официальным старшим придворным мастером, обнаружили в начале прошлого века немецкие археологи. Из Египта Нефертити вывезли в Германию нелегально. По словам автора проекта, никакие фотографии не передают обаяния этого образа – недаром нашедший её археолог Людвиг Борхардт записал в дневнике: «Описывать бесцельно – смотреть».
Высокоточная копия портрета, которую смогли увидеть воронежцы, выполнена под руководством Виктора Солкина и художника Эдуарда Агапова на основе трехмерного сканирования оригинала.
-- Я не боялся взяться за эту работу, – рассказал Агапов на открытии выставки. – Но не представлял себе всех сложностей, которые могли возникнуть, – и возникли с самого начала, уже со знакомства с этой гипсовой белой чистой отливкой. Когда увидел её в первый раз, потрогал своими пальцами и сравнил с фотографией в каталоге, я понял, что отличия уже присутствуют. Оказалось, поправок будет больше желаемого. Где выпуклости – присутствовали впадины, где нужны были впадины – присутствовали выпуклости… Глядя на гипсовую модель, мне казалось, что она более худая, чем я вижу в каталоге. И пошёл длительный процесс обработки, обтачивания, шпаклёвки…
Образ Нефертити стал частью постоянной экспозиции Российского центра египтологии и востоковедения – Московской библиотеки имени М.А.Волошина и не будет покидать её. Исключение сделано лишь для Воронежа.
– Когда Эдуард работал над памятником, он не знал, что за этим параллельно следил Египетский музей в Берлине, – поведал Виктор Солкин. – Мы постоянно переписывались с ними. Когда уже была осуществлена предварительная съёмка того, что получилось, эти фотографии носили в мастерские берлинского музея – показывали, как нужно работать. В итоге музей признал эту копию лучшей из известных. В официальном письме, которое пришло потом из Берлина, была предложена удивительная вещь. Когда Эдуард соберётся в Германию и заранее оповестит о визите, специально для него поднимут полуторатонный кофр, чтобы он увидел Нефертити на десять минут без стекла. Последний раз это делали в 2009 году для Ангелы Меркель.
О судьбе царицы и истории её скульптурных портретов Виктор Солкин рассказал на лекции «Нефертити: загадки судьбы и великий шедевр», которая состоялась в музее в день открытия выставки.
Фото Натальи Коньшиной