На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Коммуна

11 подписчиков

Неотвратимость судьбы

VII Платоновский фестиваль искусств | Спектакль вахтанговцев «Царь Эдип» по трагедии Софокла начинается с того, что две девочки – дочери Эдипа Исмена и Антигона – весело и беззаботно танцуют и хохочут, кружась на открытом пространстве сцены

Людмила Романова,


театровед

Затем в действие вступает хор во главе с Корифеем, который и начинает повествование о случившемся в Фивах море, который косит подряд всех жителей столицы.


Хор, олицетворявший жителей города, пришёл к своему могущественному владыке с требованием предпринять меры и остановить бедствие. Ведь Эдип так силен и мудр – когда-то он разгадал загадку сфинкса и спас этим Фивы.

Хор (его составляют артисты Национального театра Греции в Афинах) в черных одеждах, а Эдип (Виктор Добронравов) выходит в белом современном костюме. По ходу действия в наиболее важных местах спектакля он надевает царские одежды. Артист показывает нам человека, уверенного в своем праве на власть, на семейное счастье, на всё, чем владеет он в этом мире. Единственное, что смущает его душу, – предсказание Аполлона о его судьбе. Ему кажется, что он принял все меры, чтобы избежать своей участи. Но старец Тиресий (мощная работа Евгения Князева), знает правду, и Эдип силой вырывает её у него. К своему прозрению Эдип идёт медленно, шаг за шагом. В конце спектакля он сломлен, уничтожен. Ему остается только покинуть город своей славы…

Стиль этого в полном смысле античного спектакля я определила бы словами «величавая простота». Режиссёр-постановщик Римас Туминас сумел сделать эту давнюю историю близкой и волнующей для зрителей, которых отделяет от пьесы 25 веков. Но человек – всегда человек, и тщеславное стремление стать вровень с богами искушает его во все времена.
Однако никому не уйти от своей судьбы…

Судьба воплощена на сцене материально: на заднем плане открытой во всю глубину сцены помещена огромная труба, которая в кульминационные моменты спектакля вдруг начинает двигаться прямо на зрителей, сметая в сторону маленьких людишек. Все это сопровождается мощными аккордами музыки Ф.Латенаса и угрожающим шумом, сопровождающим эту поступь судьбы. В финале мы вновь видим дочерей Эдипа, в ужасе отталкивающих от себя надвигающуюся судьбу. Так закольцовывается эта история, как бы переходя к следующим частям трилогии Софокла: к его смерти и судьбе четверых его детей, которые сполна ответили за его кровосмесительный брак с Иокастой.

Иокаста (Людмила Максакова) проста и величественна в этой роли, не окрашивая свои монологи эмоциями. Как принято в драматургии великих греков, самые страшные события пьесы: смерть Иокасты, ослепление себя Эдипом на сцене не показываются, о них рассказывает Вестник, вкладывающий в рассказ все эмоции, но не позволяющий себе переходить черту, за которой трагедия стала бы мелодрамой.

Вообще, весь спектакль Театра имени Евгения Вахтангова – такая «бездна вкуса»! Вот один штрих: время от времени сцену прыжками пересекает воин в полном облачении с копьём и щитом – казалось бы, зачем? А вот нужно – и он запоминается наравне с главными действующими лицами. Туминасу удалось почти невозможное в наше время: возродить и сделать современным сам дух античной трагедии.

Премьера спектакля прошла в Греции в старинном театре Эпидавр. Он шел, как и было в древности, на открытом воздухе, а декорацией служило темное звездное небо. Звукам птиц на сцене откликались настоящие птицы в округе. Что должны были чувствовать артисты, я оставляю воображению зрителя.


Сцена из спектакля «Царь Эдип». Фото Никиты Паукова .


Хроника фестиваля

     5 июня

Сольный концерт пианиста Люки Дебарга прошёл в зале Воронежской филармонии. В программу выступления вошли две сонаты Франца Шуберта, №13 ля-мажор и №14 ля-минор, и Соната №2 ля-мажор Кароля Шимановского.

«Танго Метрополис Данс Компании», одна из самых известных танцевальных компаний Аргентины, показала в Воронеже свою программу. «Танго-шоу» состояло из двух частей – «Лорка Танго» по мотивам «Кровавой свадьбы» Федерико Гарсиа Лорки и «Сюиты Тройло» – посвящения знаменитому аргентинскому музыканту.

Литературная программа была продолжена творческой встречей с нашей землячкой, поэтом Еленой Фанайловой. «Родина и родные» – такова была тема вечера. «Семейные ценности, которые преломляются в моей голове и сердце самым разным образом, являются одним из лейтмотивов стишков, которые я воспроизвожу, – призналась гостья. – Члены моей семьи, как и я сама, оказываются субъектами современной истории».

    6 июня

Большой концерт в театре оперы и балета дал Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. В программе, которая была подготовлена для фестиваля, – произведения Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, в том числе его киномузыка.

В рамках Программы актуального искусства театралы увидели новый спектакль венгерского режиссёра Корнеля Мудруцо. «Имитация жизни» – спектакль театра «Протон», посвящённый злободневным проблемам, с которыми сталкивается современная Европа и живущий на этой планете маленький человек. Показ предваряла лекция театрального критика Аллы Шендеровой «Корнель Мудруцо в контексте современной мировой режиссуры».

Японский дуэт «Хидэ-Хидэ», играющий на народных инструментах своей страны, исполнил как традиционную музыку, так и европейскую, и русскую. «Песня рыбаков с острова Хоккайдо (название можно перевести как «Тянем-потянем») соседствует в репертуаре с авторской композицией, навеянной аниме, тема из Второй симфонии Рахманинова – со шлягером из «Иронии судьбы…», – так описывают их программу очевидцы.

     7 июня

В Воронеже показаны сразу три спектакля по произведениям Андрея Платонова: «Ювенильное море» Студии творческого развития Константина Хабенского в Воронеже, «Русский контракт» Драматического театра Варшавы (Польша), «Фро» Брестского театра кукол.

Вечер «Стихи, написанные в темноте: неофициальная поэзия блокады» прошёл в арт-центре «Коммуна». Антологию, в которую вошли тексты Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Сергея Рудакова, Владимира Стерлигова, Дмитрия Максимова, представила её составитель, поэт и историк Полина Барскова. Почти все эти стихи писались без мысли о публикации. Так, прозаик Геннадий Гор и стихов больше не писал, и не показывал тетрадь своих блокадных текстов ни одному человеку. Её нашли после его смерти внуки.

Виталий Черников

Источник: газета «Коммуна», №45 (26689) | Пятница, 9 июня 2017 года

 

Ссылка на первоисточник
наверх