Год театра
И быть живым,
живым – и только,
Живым и только –
до конца.
Б.Пастернак.
Детско-юношеская студия «Театральная, 17», которой руководит Заслуженный артист России Александр Новиков, представила новый спектакль – сценическую композицию по пьесе норвежского драматурга Г.Ибсена «Пер Гюнт» на музыку известной сюиты Э. Грига.
Людмила РОМАНОВА,
театровед
Коллектив этот стал известен зрителям Воронежа года два назад – постановкой «Ювенильного моря» по повести Андрея Платонова, удивившей глубиной проникновения в образный мир великого писателя. И вот – новая работа, из которой ясно, что легких задач руководитель студии перед собой и ребятами не ставит.
«Пер Гюнт» – поэтичная пьеса, основанная на норвежском народном фольклоре. И в то же время в центре её – судьба юноши, становящегося мужчиной, прошедшего многие испытания и соблазны, гнавшегося за неведомой мечтой и осознавшего, наконец, что счастье все время было рядом с ним – стоило только протянуть руку.
Режиссер умело сократил пьесу, выбрав из нее только то, что раскрывает главную мысль. И это не обеднило спектакль, а напротив, ярче высветило всех действующих лиц. Трудно, наверное, семнадцатилетнему актеру Андрею Быкову постичь все перипетии судьбы героя – режиссер сосредотачивается на юности Пер Гюнта, пунктиром высвечивая всю его судьбу. Ведь он, в сущности, так и остался азартным мальчишкой. Азартным – да, но ведь он не склонился перед Доврским дедом и отказался стать троллем. Девиз тролля: «Будь доволен собою самим!», а девиз человека: «Самим будь собой, человек!
Очень колоритна Женщина в зеленом – Яна Каратыгина. Эмоциональна, темпераментна, запоминается своей яркостью.
Что касается Сольвейг (София Паневкина), то внешне она очень подходит (белокурые волосы, ангельская внешность), но внутренней силы и убежденности ей не хватает.
Ну да положительных героев всегда трудно играть. Всё равно веришь Пер Гюнту, который, возвратившись после долгих странствий домой, восклицает при виде любимой:
О, если бы можно начатьСпектакль сопровождается музыкой Грига, которую исполняет симфонический оркестр Воронежского концертного зала, размещенный наверху, на балюстраде. Очень удачно соединяются музыка и драматическое действие. А если прибавить еще и народные норвежские танцы в исполнении учащихся Воронежского хореографического училища, то получается весьма впечатляющее зрелище.
всё сначала,
Ведь здесь меня счастье
моё ожидало!
Оформлен спектакль видеопроекциями, которые по ходу действия меняются: то это хижина Осе и Пера, то дремучий заколдованный лес, то колышущееся море во время странствий Пера (видеохудожник Дмитрий Землянский, сценография Михаила Викторова). Конечно, приём не новый, но использован к месту и по существу.
Хочется похвалить руководителя студии Александра Новикова прежде всего за то, что он берется за серьезный драматический материал, делает его увлекательно для ребят и для зрителей, решая прежде всего воспитательные и просветительские задачи. Помимо актерского мастерства, с ребятами занимаются педагоги по сценической речи (Заслуженная артистка РФ Надежда Бапаркина) и по пластике и сценодвижению (Антон Тимофеев). Плоды этих занятий наглядно видны в спектакле.
Для Александра Новикова девизом являются слова выдающегося режиссера Анатолия Васильева: «Театр прежде всего лаборатория, школа, а потом уже театр». Браво!
Источник: газета «Коммуна» | №1 (26849) | Пятница, 4 января 2019 года