VIII Международный Платоновский фестиваль искусств
В Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского открылась выставка «Индустриальный мир Александра Родченко»
В экспозиции (куратор – Ольга Свиблова) представлено 70 фотографий мастера, в которых запечатлён облик индустриальной Москвы. Все они – из коллекции московского Мультимедиа Арт Музея.
Наталья КОНЬШИНААлександр Михайлович Родченко (1891-1956) — современник Андрея Платонова, фигура знаковая для советского фотоискусства и русского авангарда. У него было много разносторонних талантов: занимался живописью, графикой, скульптурой, дизайном одежды, проектировал мебель и предметы домашнего обихода, увлекался театром и архитектурой, снимал кино. А его лаконичные и ёмкие плакаты с элементами фотоколлажа задали новые стандарты дизайна и рекламы в СССР на многие годы вперёд. Помимо этого, он был гениальным фотографом, и многие его снимки до сих пор являются символом советской фотографии. Родченко много и интересно экспериментировал с ракурсами, старался уходить от избитых и надоевших шаблонов в искусстве. Для съёмок архитектуры и людей выбирал необычные и неожиданные точки съёмки. Многие вещи были им запечатлены под непривычным углом, с нижней или верхней точки, от чего многие предметы или события искажались, «оживали», обретали особую привлекательность.
Очень часто в его фотографиях использовалась диагональная композиция, и благодаря ей снимки приобретали острую динамику, ощущение полёта и целеустремлённости в прекрасное советское будущее.
Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». Он искренне верил в то, что светлое будущее – за индустриальным миром. |
На фестивальной выставке воронежский зритель может увидеть несколько серий фотографий, посвящённых жизни московских заводов: «АМО» и «МОГЭС», на которых производилась сборка автомобилей, а также электрические лампочки и собирались генераторы для электростанций. Внимательно изучив снимки Родченко, можно понять, что его как фотохудожника вдохновляло всё! На фотографиях можно увидеть фрагменты рабочих станков, аккуратные штабеля труб и больших гаек, волнистые линии арматуры, ощутить ритм зубьев шестерёнок и колёс тракторов.
Александр Михайлович стремился «ловить» и раскрывать содержание каждого предмета.
Его остроракурсные снимки запечатлели новую конструктивистскую эстетику: монохромная чёрно-белая гамма, ровные поверхности, геометрию форм, мощные ритмы и формы заводских конструкций.
Но не только предметы привлекали внимание Родченко. Современники не раз становились героями его снимков. Можно долго вглядываться в сосредоточенные серьёзные лица рабочих, в их натруженные морщинистые руки, которые вытачивают и калибруют детали, натягивают провода, собирают световые конструкции, а также режут продукты для заводского обеда, играют в шашки во время перерыва. С помощью контрастных светотеневых переходов точно передана всеобщая атмосфера сосредоточенного труда на благо и процветание новой страны.
Снимая заводские репортажи, Александр Родченко старался максимально подробно показать все технологические тонкости операций во всех подробностях. Поэтому сегодня мы без труда можем представить, как и в какой последовательности делались те или иные вещи. Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». Он искренне верил в то, что светлое будущее – за индустриальным миром, который он смело и дерзко запечатлел с помощью «Лейки».
Энтузиазм, с которым творил своё искусство Александр Родченко, роднит его с Андреем Платоновым, который тоже в своём творчестве воспевал труд обычного человека.
Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.
На выставке можно увидеть, как работали в 1920-е заводы
и газеты, а также результаты их труда.
Источник: газета «Коммуна» | №43 (26790) | Пятница, 8 июня 2018 года