На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Коммуна

11 подписчиков

Трудности трудоустройства

Анатомия явления

На просторах Интернета гуляет очень популярная картинка, отражающая реальную структуру современного рынка труда. На ней закольцовано утверждение: нет работы – нет опыта, а без опыта не берут на работу.

Светлана Воробьёва


С такой ситуацией сталкиваются в основном молодые люди.
Выпускники вузов и техникумов глядят в будущее без особого оптимизма, потому что знают – без связей или солидного портфолио занять желаемую должность практически нереально. Работодатели часто оказываются недовольны качеством обучения, а заниматься переподготовкой молодых специалистов не готовы, да и особого желания не имеют, хотя такая практика «обтёсывания» под формат и специфику предприятия выпускников была ещё в СССР. Тогда таких проблем с трудоустройством не существовало – государство заботилось о том, чтобы со студенческой скамьи человек попадал на завод, а там уже к нему прикреплялся или мастер, или инженер, которые первые полгода присматривал и помогал освоиться. Одним словом – наставник. Теперь такой системы нет, хотя некоторые воронежские вузы пытаются воссоздать похожую практику, однако сами студенты не всегда знают о таких программах или остаются недовольны их деятельностью.

Ещё одна проблема, которая подстерегает молодых специалистов, – недобросовестные работодатели. К ним может попасть даже опытный работник, однако чаще страдают именно выпускники. Такие фирмы предлагают хорошие должности и достойную зарплату. На деле же оказывается, что график – ненормированный, обещанные деньги – некий идеал, зависящий от непомерно высоких продаж.
Получается этакое офисное рабство XXI века, в котором люди быстро теряют веру в свои силы.

– Область применения моих знаний довольно дорогая и масштабная, и занимаются ею три с половиной предприятия в Воронеже, – рассказывает Иван, в дипломе которого значится, что он инженер полупроводникового машиностроения. – Гигантов, как Intel, нам не догнать, поэтому сейчас заниматься такими технологиями жутко хлопотно, дорого, и прибыльное производство возможно только в далекой перспективе. Поэтому приходится работать в смежной области, что менее интересно, да и зарплата не та.

К тому же на заводах большое количество пожилых работников. Многих пугает низкая пенсия, а некоторых держат сами работодатели, потому что брать на работу молодёжь, у которой ещё нет соответствующей квалификации, рискованно. Сами же недавние выпускники считают серьёзной проблемой для трудоустройства именно такую ситуацию.

Не лучше идут дела и у выпускников самых популярных факультетов. Юристы, экономисты заполонили рынок, и конкуренция среди них довольно высокая. Однако есть люди, которым удалось устроиться на желаемую должность.

– Я работаю по специальности инженером-программистом, – делится Инна Калиниченко. – Пришлось перед трудоустройством повышать уровень квалификации, иначе достойную работу найти сложно. Везде требуется опыт или наличие связей через знакомых, родственников. А я вот устраивалась сама, без посторонней помощи. Считаю, что всё-таки наличие опыта – решающий фактор. Поэтому лучше всего начинать трудовую деятельность студентом. Например, стажером в какой-то компании. На этой должности зарплата хоть и небольшая, однако такой тип занятности можно совмещать с учебой, что в итоге послужит большим плюсом после окончания вуза. Поэтому наивно полагать, что с дипломом, но без опыта, ты сможешь получить желаемую должность, да ещё с приличным окладом.

Сейчас остро стоит проблема нехватки кадров в среднем звене, то есть квалифицированных рабочих. Токари, фрезеровщики, умеющие прочитать чертёж и создать высокоточную деталь, – люди возрастные. Хотя сейчас интерес к рабочим профессиям, вроде бы, начал возвращаться, потому что люди видят: рабочий может получать не меньше, чем офисный планктон. Однако молодые люди не торопятся бежать в техникумы или училища, ибо нет гарантии, что там научат именно тому, что нужно.

– Мой знакомый пошёл после девятого класса в училище, а я по настоянию родителей поступил в университет, – рассказывает Николай Краиров.– После окончания вуза и помаявшись в офисах, встретил своего друга, который неплохо зарабатывал на заводе. Меня всегда тянуло работать руками, поэтому и пошёл в подмастерье к опытному слесарю. Сейчас тружусь в автомастерской и неплохо зарабатываю. Сначала жалел, что сразу в училище не пошёл, а потом понял, что на университетскую базу было довольно просто «нарастить» практический навык, а моему знакомому пришлось намного сложней, особенно в плане работы с чертежами.


Работать по специальности мечтает каждый молодой специалист,
но не у всех это получается. Фото Михаила Вязового.

Источник: газета «Коммуна», | №21 (26665) | Пятница, 17 марта 2017 года


Предыдущие материалы рубрики «Анатомия явления» 

Способных к труду становится меньше
Рынок труда – тонкий, как весенний лёд

 

Ссылка на первоисточник
наверх